Одной из главных задач, стоящих перед учителем начальной школы в условиях дистанционного обучения, является расширение кругозора, углубление знаний об окружающем мире, активизация умственной деятельности детей, развитие речи. Использование дистанционных методов обучения на различных уроках в начальной школе позволяет развивать умение ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств: компьютеров, мобильной связью, Интернет и т. д.
Грамотное использование образовательных дистанционных платформ в начальной школе способствует:
• повышению учебной мотивации;
• повышению качества знаний школьников, снижению дидактических затруднений;
• обеспечению дифференциации обучения;
• повышение объёма выполняемой на уроке работы ;
• развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников;
• рационализации организации учебного процесса,
• повышению эффективности урока;
• повышению уровня комфортности обучения, повышению активности и инициативности школьников на уроке;
• формированию информационно-коммуникативной компетенции.
Преимущества применения дистанционного обучения, оригинальность, новизна.
Такой способ, несомненно, имеет преимущества перед традиционным:
• классическое объяснение нового материала сочетается с электронными иллюстрациями, что позволяет разнообразить способы предъявления информации;
• электронные задания для индивидуальной работы можно успешно использовать на этапе закрепления изученного материала;
• электронные материалы можно использовать при проведении контроля усвоения знаний, что развивает самоконтроль учащихся.
Ученики начальных классов, как известно, имеют наглядно-образное мышление. Однако получение визуальной информации в учебном процессе очень затруднено, так как большая часть учебной информации, предназначенной для ученика, передаётся посредством письма на бумажных носителях. Эту проблему позволяет преодолеть использование ИКТ в учебном процессе.
Мультимедийная презентация - одна из активных форм обучения, предполагающая использование компьютерных технологий. Её цель – донести информацию в наглядной, легко воспринимаемой форме. Активная роль при проведении урока-презентации принадлежит учителю. Основа урока – это изложение материала, иллюстрируемое рисунками, простыми и анимированными схемами, анимационными и видеофильмами. Проведение мультимедийных презентаций позволяет сделать уроки более интересными, включает в процесс восприятия не только зрение, но и слух, эмоции, воображение, помогает детям глубже погрузиться в изучаемый материал, сделать процесс обучения менее утомительным.
В своей работе, в период дистанционного обучения в 2023-2024 году я постоянно использовала презентации на уроках окружающего мира, русского языка, математики. Детям приходилось часто самим находить необходимую информацию по различным темам. Своими задачами я ставила умелое сочетание работы с книгой и поиск информации детьми с помощью техники.
На уроках технологии использовались презентации – инструкционной карты по изготовлению того или иного изделия. Ребята с большим интересом смотрели презентации на темы «Золотые узоры Хохломы», «О народных умельцах», «Дымковская игрушка», «Городецкая роспись».
Разнообразие цветовой палитры, анимационные эффекты – всё это позволяет значительное время удерживать произвольное внимание учащихся младших классов; минимизация необходимости использования мела на доске ускоряет процесс подачи информации. Значение использования презентаций на уроках в начальной школе трудно переоценить.
Развитие у младших школьников умения «читать» информацию, переданную с помощью таких моделей, является базовым для развития у них информационных умений и прежде всего умения работать с информацией, данной в учебной книге: самостоятельно ориентироваться на развороте учебника, понимать и передавать сведения, на основе которых выполняется каждое отдельное задание, находить ответы на вопросы, делать выводы, сравнивать и группировать объекты изучения, устанавливать простейшие причинно-следственные связи между ними.
В основном на уроках я использовала образовательные платформы «Я класс», «Учи.ру» на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле.
При проведении уроков русского языка и математики кроме фронтальной работы при объяснении нового материала, я использовала раздел «Я класс» - «Проверочные работы» или создавала карточки для индивидуальной работы детей для выполнения тренировочных заданий.
Безусловно, я учитывала, что общее время работы ученика за компьютером не должно превышать 20-30 минут.
Следует отметить, что в нынешних условиях как необходимая мера - дистанционное обучение имеет плюсы:
• повышается мотивация к изучаемым предметам, так как детям интересно работать за компьютером;
• свой темп работы для каждого ученика, возможность вернуться к тому заданию, которое не понял;
• индивидуализация обучения;
• сочетание контроля и самоконтроля;
• низкие затраты времени для проведения тестирования и оценки успехов ребёнка;
• психологическое спокойствие ребёнка, отсутствие боязни при даче неверного ответа.
На уроках, на внеклассных занятиях, при проверке домашнего задания, на различных этапах урока пользуюсь каталогом сайтов. Активно участвую в различных сетевых содружествах дистанционно.
Но дистанционное обучение не лишено недостатков, например:
- часто возникают сложности с перегрузкой сервера;
- не у всех детей есть возможность выхода в интернет;
- считаю, что всё-таки, полостью дистанционное обучение не может заменить живое общение с педагогами.
Таким образом, как одна из составляющих учебного процесса – дистанционная форма доказала свое право на существование, но не как основная форма обучения.
Можно предположить, что в ближайшие годы основная проблема развития дистанционного образования, как в России, так и за рубежом, будет связана с ростом конкуренции на таком специфическом рынке образовательных услуг. В этих условиях необходимым фактором повышения уровня конкурентоспособности учреждений, действующих на рынке дистанционного образования, будет повышение качества образования, совершенствование методического и ресурсного содержания дистанционных курсов, а также снижение затрат на обучение.
Из личного опыта работы учителя
13 мая 2024, 23:13
Из личного опыта работы учителя начальных классов Буровой Жанны Анатольевны по внедрению ФГОС и ФОП